О работе служб ранней помощи детям в ГГО
Почему так важно обращаться к специалистам как можно раньше?
Первые годы жизни – необычайно важное время для развития ребенка. Именно в этом возрасте наиболее активно развивается мозг малыша. В первые 2-3 года жизни ребенок учится доверять своим близким и исследовать окружающий мир. В этом возрасте малышу гораздо легче осваивать язык и речь, учиться самостоятельности и общению. Поэтому крайне важно вовремя выявить нарушения в психофизическом развитии ребенка и оказать ему и его семье всестороннюю помощь и поддержку.
Какие специалисты работают в Cлужбе ранней помощи?
Программы ранней помощи включают работу междисциплинарной команды специалистов: врача-педиатра, педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда. В Службе работают специалисты, имеющие соответствующие компетенции в сфере ранней помощи. Важную роль в разработке программы раннего развития играют родители ребенка.
При реализации программ используются следующие формы работы: индивидуальные, групповые, очные, дистанционные и выездные.
Что может служить поводом для обращения родителей
в Cлужбу ранней помощи?
Это может быть беспокойство родителей, связанное с самыми разными вопросами развития и воспитания младенца.
Если:
- малыш медленнее сверстников осваивает моторные навыки,
- отстает в речевом развитии,
- отказывается от общения с другими детьми,
- проявляет агрессию или пассивен и молчалив,
- постоянно плачет,
- у него нарушен сон и аппетит,
- родителей что-то тревожит и они хотят лучше разобраться в особенностях развития своего малыша,
необходимо обратиться к специалистам.
Причиной обращения в Службу могут быть и более серьезные нарушения у детей. Проблемы в психофизическом здоровье у ребенка возникают по самым разным причинам — от врожденных и биологических медицинских факторов до проживания в трудных социальных условиях или вне семьи.
Целевая группа — семьи с детьми от рождения до 3-х лет, имеющими отставание в одной или нескольких областях развития или нарушения (отклонения) в развитии.
Кто может получить помощь в Службе ранней помощи?
Критерии (показатели) для предоставления услуг ранней помощи детям до трёх лет:
- Ребенок-инвалид.
- Ребенок в возрасте от рождения до трех лет с выявленными стойкими нарушениями функций организма или заболеваниями, приводящими к нарушениям функций организма, задержкой развития, подтвержденными справкой, выданной медицинской организацией.
- Ребенок в возрасте от рождения до трех лет воспитывается в семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, что выявляется организациями социального обслуживания, помощи семье и детям, органами опеки и попечительства.
- Ребенок в возрасте от рождения до трех лет относится к категории детей с ограниченными возможностями здоровья, что подтверждено заключением психолого-медико-педагогической комиссии.
- Беспокойство семьи по поводу развития, трудностей поведения и адаптации ребенка в возрасте до 3-х лет.
Для определения нуждаемости ребёнка в услугах ранней помощи необходимо записаться на первичный приём.
Какие услуги проводятся для детей, включённых в программу ранней помощи?
По заключению междисциплинарного консилиума для ребёнка определяется типовой маршрут, составляется индивидуальная программа, организуются:
- консультирование родителей по формированию и развитию социально-бытовых навыков ребенка; по развитию подвижности и двигательной активности, коммуникации, речи, общения, познавательной активности;
- психологическое консультирование родителей (других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц), в области социального и эмоционального развития ребенка, его взаимодействия с родителями, формирования привязанности;
- совместная активность специалиста с ребенком и семьей с целью содействия развитию коммуникации, речи и общения, познавательной активности, формирования социально-бытовых навыков, подвижности, социального и эмоционального развития, улучшения взаимодействия ребёнка с родителями (другими непосредственно ухаживающими за ребенком лицами) в привычной благоприятной среде, а также улучшения отношений в семье в целом.
Материальная база и программа
Помещения Службы оборудованы современным красочным дидактическим материалом (развивающие игры и игрушки, материал для предметно-практической деятельности, печатные пособия), удобной детской мебелью, спортивным инвентарём.
В целях повышения доступности дошкольного образования и оказания профессиональной помощи родителям (законным представителям), воспитывающим детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, не посещающих дошкольные учреждения, созданы консультативно-методические центры на базе 5 учреждений для взаимодействия с родителями (законными представителями):
- для проживающих на территории Петрокаменской территориальной администрации - на базе МБДОУ детский сад комбинированного вида № 2;
- для проживающих на территории Николо-Павловской территориальной администрации - на базе МБДОУ детский сад комбинированного вида № 20 и на базе МБДОУ детский сад комбинированного вида № 30;
- для проживающих на территории Горноуральской территориальной администрации - на базе МБДОУ детский сад комбинированного вида № 24 «Сказка»;
- для проживающих на территории Черноисточинской территориальной администрации - на базе МБДОУ «Детский сад №50».
Для оказания консультативной, методической, психолого-педагогической, диагностической помощи родителям используется материально-техническая база дошкольного образовательного учреждения и осуществляется взаимодействие с воспитателями, учителем-логопедом, педагогом-психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре и другими специалистами.
Для родителей проводятся индивидуальные и групповые консультации, дистанционное консультирование; организуются совместные занятия с родителями и их детьми с целью обучения способам взаимодействия с ребёнком; мастер-классы, тренинги, практические семинары.